Новости
Форум
Гостевая книга

Текущий раздел : Главная/ События / Походы /

Мой первый поход в пещеры. Катав-Ивановский район.

19.09.2012 09:21

03.08.2012г.

Выехали мы из города поздно. Наша машина выезжала самой последней, трасса была загружена, поэтому в лагерь мы приехали позже всех, около 3х часов ночи. После поворота с трассы М5 на Аратское, свернули на просёлочную дорогу и ехали через кладбище…потом через лес… Темнота, тишина, деревья кругом… Ночью всё выглядит по-другому, как-то таинственно, сказочно и сразу вспоминаются разные страшные истории…)))

В лагере нас ждал уже приготовленный ребятами, которые приехали раньше, вкусный горячий ужин))) С нами в лагере были и другие спелеологи из Миасса, которые приехали исследовать пещеры еще раньше, и жили в лагере уже несколько дней. После ужина спать не хотелось, некоторые ребята сидели у костра до утра и, встретив рассвет, лишь в 5 утра пошли спать.

04.08.2012г.

С 6 утра спелеологи из Миасса по очереди стали просыпаться, завтракать и отправляться в пещеру Хачемизовскую, в то время как мы, ночью прибывшие, спали крепким сном. Не спал только Димка Ходыкин и с утра пытался будить всех по очереди…но удалось разбудить ему только Ленуську и она отправилась рыть Хачемизовскую)

Все остальные проснулись около 10 утра, позавтракали и стали обсуждать маршруты дня. Решили днём сходить в пещеры Игнатьевскую, Эссюмскую и Алёнушку, прогуляться по суходолу реки Сим и взобраться на скалы, а ночью пойти в шахту Косолапкина. Погода выдалась на удивление жаркой и мы по летнему зною, одевшись как можно легче, но с рюкзаками на плечах, с упакованной в них "пещерной" одеждой и сапогами, отправились в свой путь! Вышли из лагеря мы уже после 13.00 и направились к Игнатьевской пещере.

Пришли…туристов море, кругом палатки понаставлены.  Поворачиваем направо, подходим, и взору открывается потрясающий вид - огромный аркообразный вход в пещеру, такой грандиозный и величественный, что останавливаешься и замираешь в восхищении от того, как всю эту красоту смогла создать природа!!!

Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись на фоне входа мы отправляемся дальше, искать пещеру Алёнушку, так как в пещеру Игнатьевскую ушла очередная многочисленная группа туристов. После клятвенных обещаний Васи обязательно вернуться на обратном пути в Игнатьевскую, со спокойной душой, мы пошли гулять дальше..)))

Красота вокруг неописуемая, крутые скалы, красивые деревья, сплетённые в удивительном танце, солнечные полянки, обросшие плюшевым мхом камни…куда не повернёшь голову, везде царит природная гармония и своя сказочная атмосфера.

После непродолжительных поисков, пещеру Алёнку мы не нашли, как оказалось, мы шли не по той дороге. Но, не очень расстроившись, мы отправились гулять дальше. А я решила для себя, что будет отличный повод вернуться в этот край снова и посетить красивый природный памятник))

Шли мы дальше к скалам…

Шли мы вдоль горной речки Сим, которая в определённом месте уходит под камни и течет уже под землёй, и взору открывается сухое русло реки, названное "Суходолом". Выглядит удивительно, вот только здесь текла вода, и уже чуть в стороне она исчезает под камнями…

Уже начав взбираться на "Чёрные скалы" мы прошли мимо пещеры Праздничной, вход в которую засыпало в недалёком прошлом, но где некоторым нашим ребятам посчастливилось побывать ранее.

Подъем был недолгим, но немного тяжелым. Идти вверх, цепляясь за ветки и корни деревьев, для меня было тяжеловато и я себе мысленно пообещала почаще тренироваться дома и не халтурить с занятиями спортом..))

И только взобравшись наверх, понимаешь, какие красоты перед тобой открываются…

Отдохнув от крутого подъема, насладившись прекрасным видом и запечатлев красивые пейзажи и себя на фоне их, мы спустились вниз, искупались в речке и двинулись обратно к Игнатьевской.

И вот долгожданный вход, манящий к себе своим величием и неизвестностью… Для меня, впервые идущей в пещеру, всё кажется фантастическим, притягивающим и удивительным. Что меня ждет внутри? ...тайный мир со своими законами, царство тишины и мрака, и красивые подземные природные произведения искусства!!!

Переодеваемся…двинулись внутрь…сумки с вещами прячем в лазе, ведущим вниз, в который Вася еле протискивается лишь на выдохе…жутко становится от того, насколько узким кажется этот лаз…но Вася спелеолог со стажем и точно знает, что он делает, куда можно лезть, а куда не стоит…

Делаем коллективное фото (Женя никак не хочет смотреть в кадр) и отправляемся дальше…

Это ПОТРЯСАЮЩЕ!!! Все поверхности потолка и стен покрыты мелкими капельками конденсата и создается такое ощущение, что миллионы звездочек сверкают вокруг!!! (фото конечно и четверти той красоты  не передают)

Все убегают вперёд, а я не могу так быстро всё объять и останавливаюсь на каждом шагу, рассматривая каждый камень, стену, своды потолков и хочется запомнить каждую деталь…

Это потом уже, вернувшись домой и прочитав статьи и посмотрев схемы этой пещеры, я поняла, куда и в какие гроты мы ходили, а в тот момент всё мне казалось непонятным и запутанным…)))

Проходя через грот Столба мы вышли в ответвление, которое ведет в Келью Старца Игнатия. Как оказалось, туда ведут два входа, один - сверху, находится на 2,5-3 метрах от земли, а другой - узкий лаз вниз…через него мы и полезли))) Сначала напал приступ клаустрофобии…как-то шокирующее было лезть в узкий лаз…а мало ли что, вдруг потолок осыпется… В-общем, сейчас самой смешно от этих моих мыслей, а тогда всё казалось ТАКИМ серьезным)) Полезла…не пожалела)))

В этой "келье" есть уникальный натёк на стене, который напоминает икону Богоматери. Как описывается в исторических справках, этому натёку придал такую форму старец Игнатий, немного отшлифовав его. Икона эта поражает воображение… многие туристы приходят сюда за много миль, ставят свечки…фото говорит само за себя.

В  "келье" есть множество рисунков древнего человека, в других частях пещеры также можно обнаружить и многие другие…

Кое-где я не очень понимаю, что это за росписи или природные образования, но их множество и о происхождение их можно только фантазировать…

Походив в широких и высоких гротах пещеры, мы полезли в узкий ход, которой после недолгого ползания на корточках и нескольких поворотов приводит в тот самый  лаз, куда мы прятали свои сумки. Вылезли все, никто не остался))) Впечатлений разных была масса, все остались довольны и стали дурачиться))) Вася "подпирал" потолок, а за ним все по-очереди…)))))

Вышли из Игнатьевской пещеры и побрели в Эссюмскую, благо она совсем рядом…

Подходим…скала, завал из глыб…справа речка уходит под эти глыбы, слева скала…где вход? Вот и вход - узкая расщелина в груде огромных камней…потрясающе…и как туда лезть? Некоторые экскурсоводы рассказывают байку туристам, что пару недель назад вход завалило и сейчас туда не пройти…те охотно верят…я бы тоже поверила, не будь я с опытными спелеологами, уж их не проведешь)

Жутко лезть в эту расщелину, но воображение жаждет ярких впечатлений и острых эмоций!!! Лезу третей, после Васи и Жени…нужно как-то аккуратно изворачиваться, уже не помню, как и через некоторое время проникаешь внутрь пещеры. Везде полно глины, слякотно и мокро…раздеваюсь до купальника, в этой пещере речка Сим, приходящая извне, приносит теплую воду и делает воздух тёплым, так, что пребывание в пещере по температуре относительно комфортно даже в купальнике. Да и удобнее, сначала приходится идти по подземной реке, а потом даже плыть… Это лето было засушливым, поэтому первый сифон полностью открыт для прохождения дальше. Красиво…Страшно…живые камни, покачиваясь, нависают в некоторых местах, угрожая упасть…но всё проходит благополучно. Резиновые сапоги застревают в размытой водой глине, идти не очень удобно, иногда спотыкаешься о камни. Я дрожу, то ли от страха, то ли от холода, наверное, от всего одновременно. Так красиво вокруг…и слышно только журчание воды, и наши удивлённые голоса… Зал сворачивает вправо и там приходится уже плыть, так как глубина большая. Держась за стены, упрямо продвигаюсь дальше вплавь, плыть в сапогах не очень удобно, они хоть и резиновые, но тяжелые))) Следующий поворот налево и приплываем к следующему сифону…путь дальше закрыт, дальше можно только с аквалангом. Возвращаюсь обратно, становится холодно, но от пережитых впечатлений тепло на душе))) Жалею, что при продвижении вглубь пещеры, не взяла фотоаппарат, так как есть большая вероятность его искупать, что не очень бы хотелось. А сфотографировать было что…красивые белоснежные и золотые натёки на стене, сверкающие в конденсате стены… что ж, фотографируюсь уже возле входа внутри и снаружи…

Вылезаю…вздох облегчения…на свободе!!!

Все потихоньку вылезают из пещеры, мы моемся в речке и отправляемся обратно в лагерь. Уже вечер, был насыщенный впечатлениями день, мы уставшие, но довольные!!! Болит каждая клеточка тела, синяки набирают свою яркость, а на душе радостно))) День прожит не зря!!!

Возвращаемся в лагерь, стираем комбинезоны и испачканные глиной вещи и идём ужинать…теперь можно отдохнуть и расслабиться)))

Где-то часов в 11 вечера наши начинают собираться в Косолапку. Я не иду, подготовка у меня еще слабоватая, а там вертикальная шахта около 36 метров глубиной…как-то не очень уютно туда спускаться, у меня всё еще впереди)) Уже с утра наши отважные спелеологи поделились впечатлениями, всё прошло отлично, спускаться под звездным небом в пропасть (из темноты в темноту), это вам не шутки.

05.08.2012г.

Просыпаемся с утра, завтракаем. Тело ломит от вчерашних достижений… Хочется лежать и не вставать…а Вася собирается в Хачемизовскую... Женя начал собираться, Наташа… остальные не хотят идти. Мне тоже лень…тут подходит Ленуська и говорит: "Ты чего разлеглась? Давай вставай и тоже иди!!!" и я послушно отправляюсь собираться))) До сих пор ей благодарна, что она меня туда отправила, это был новый поток положительных эмоций и начало моей любви к пещерам!!!

Небольшой группой мы направляемся к пещере Хачемизовская, которую нашли наши спелеологи и понемногу, метр за метром откапывают ее дальше вглубь.

По пути заглядываем в пещеру Радужную. Вход ее потрясает не меньше входа в Игнатьевскую…согласно источникам, он даже больше!!!

Направо завал из камней, налево такая же картина…

Есть ход через "второй этаж"… Женя героически лезет первым…и вот он уже наверху.

Я стою и жду снизу, жду команды, что всё хорошо и можно тоже лезть. Вася поднимается следом, потом я. Там наверху холодно, стены покрыты белым снежным налётом, внутри, как в холодильной камере…необычно. Полазив немного, спускаемся обратно, пытаемся прорваться в другую сторону, но там также не очень протяженные ходы. А может быть пещера длиться еще далеко вглубь…вдруг мы что-то пропустили, времени было мало, и мы торопились идти дальше. Надо будет снова вернуться туда в другой раз…

Фотографируемся и идём в Хачемизовскую…у входа тихо посапывает Игорь Бодунов…

Залазим внутрь, как червяки ползем вглубь по вырытым ходам…прикольно..))) И уже там, лежа на земле и собирая из костей животных "Лего", пытаясь собрать их правильно, мы смеемся и гадаем, откуда они и чьи…, а я начинаю понимать, что вот оно - СЧАСТЬЕ!!!

Все они разные, эти пещеры, и каждая неповторима и прекрасна своими особенностями и подземными тайнами!!! Каждая хранит в себе историю, иногда легенду, свой внутренний мир, который открывается лишь избранным, которых притягивают тайны и неизвестность этого скрытого от всех глаз мира… И они, преодолевая трудности и преграды, спускаясь сквозь узкие расщелины на многие метры и даже километры, посвящают себя новым открытиям, видят неземную красоту подземных водопадов, озер, ледяных кружевных цветов, кристаллов, сталактитов и сталагмитов и знают, что это дано не каждому…

Это самый неизведанный и таинственный мир на нашей планете, то, куда иногда и не ступала нога человека, то, что можно еще познавать дальше и глубже и радоваться новым открытиям!